Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Советы родителям

Дата: 15 сентября в 12:27, Обновлено 15 сентября в 12:33

     Подготовка к школе — серьёзная и трудная задача. От её решения во многом зависит желание и готовность ребёнка учиться, его адаптация в школе и классе, психологическое благополучие первоклассника.

   Именно поэтому каждый ответственный и любящий родитель задаётся вопросом: как создать необходимые условия  для развития своего ребёнка и его успешной подготовки к обучению в школе. В качестве ответа на него предлагаем несколько полезных практических рекомендаций. 

    Большое внимание уделяйте чтению.
Начиная с рождения ребёнка важно обращать внимание на его речевое развитие. Родителям, прежде всего матери, нужно много беседовать с ребёнком, выразительно читать, а лучше декламировать наизусть стихотворные тексты (потешки, песенки и др.),  максимально передавая эмоции, умело интонируя, сопровождая живой мимикой, при этом поддерживая с ребёнком контакт глаз. В этом случае малыш не только будет чувствовать себя более уверенно, но и быстрее освоит родную речь. А это в будущем благоприятно скажется и на развитии мышления и других психических функций. Постепенно список для прослушивания должен дополняться более объёмными и сложными произведениями, с учётом взросления ребёнка. Со временем предлагаемые стихотворные тексты он с лёгкостью будет не только узнавать, но и самостоятельно воспроизводить, получая при этом удовольствие. Обязательно обсуждайте читаемое с ребёнком произведение. Весьма распространённой ошибкой родителей является уверенность в том, что достаточно регулярно читать ребёнку народные сказки и произведения признанных мастеров художественного слова. Во-первых, нужно принимать во внимание, что малыш ещё не обладает большим запасом представлений и жизненным опытом, поэтому многое из услышанного просто не понимает. Современному ребёнку неизвестны реалии быта (одежда, посуда, домашняя утварь, виды сельскохозяйственных работ и др.), описанные в народных сказках и произведениях советских писателей. Родителю же не приходит в голову мысль, что в тексте может быть что-то непонятно. Следует сразу, по ходу чтения, давать пояснения, интересоваться у ребёнка, как он понимает значение того или иного слова, предлагать необходимые разъяснения. Во-вторых, малыш может сделать из прочитанного неправильный вывод, не поняв мотивов поступков героев, не сумев установить причинно-следственные связи, неверно оценив качества личности персонажей. Поэтому необходимо обсуждать с ребёнком героев произведения, побуждать подбирать эпитеты, характеризующие различных персонажей, выражать своё отношение к ним с указанием причин расположения или неприязни, таким образом постепенно подводить ребёнка к основной мысли автора, морали произведения.
Тщательно отбирайте художественные произведения, предлагаемые ребёнку для прослушивания и чтения. Книги должны соответствовать возрасту ребёнка, его интересам, содержать идеи гуманистической направленности, быть красиво оформлены. Важно самому перечитать произведение, подумать, всё ли будет ребёнку понятно, чему оно учит.
При разучивании с ребёнком стихотворений и песен обращайте внимание на чувства и мысли, которые стремился передать автор. Помимо выразительного чтения, целесообразно, на наш взгляд, работать с текстом, объясняя значение различных знаков препинания, их связь с интонированием и длительностью пауз. Это способствует лучшему осознанию заучиваемого, его более прочному запоминанию.
Сами читайте художественную литературу, в том числе современные произведения белорусских и зарубежных авторов для детей, обсуждайте в семье литературные новинки. Личным примером побуждайте ребёнка к чтению, знакомству с окружающим миром через книги и общение.
Посещайте с ребёнком библиотеку, научите самостоятельно выбирать книги, пользоваться каталогом. Это стимулирует интерес к чтению, даёт возможность приобрести умения работы с информацией, классификации, структурирования. Уже в раннем возрасте, предоставляя возможность малышу выбирать книги, обращайте его внимание на жанр произведений, тему, качество оформления и др., тем самым вы позволяете ему проявить себя, свои способности, создаёте условия для проявления активности, развития познавательных интересов.
Не бойтесь признаться, что чего-то не знаете. Ищите ответы на возникающие у ребёнка вопросы вместе, приучайте его самостоятельно добывать знания, используя словари, энциклопедии, интернет и др.
риведу простой пример: захотели с дочерью на завтрак манную кашу, вкусную, без комочков. Давно не готовила это блюдо и честно призналась, что не помню, как это делается. Сначала открыли вместе поваренную книгу, почитали, потом посмотрели несколько роликов в интернете, выбрали рецепт, который понравился нам обеим, а потом вместе пошагово его повторили. Было интересно и вкусно!

   Стимулируйте любознательность ребёнка, побуждайте его задавать вопросы, интересоваться причинами происходящего вокруг и с ним самим. Важно, чтобы ребёнок не боялся спрашивать, не соответствовать ожиданиям окружающих, признаться, что ему что-то непонятно, чувствовал поддержку со стороны родителя, готовность помочь.
Не устанавливайте для ребёнка границ в приобретении знаний. Зачастую родители ограничивают своего ребёнка, говоря, что он ещё мал, чтобы справиться с чем-либо, ему ещё рано об этом знать, слишком сложно, это будут потом изучать в школе и т.д. Так возникший у ребёнка интерес, не получив подкрепления, угасает, теряется инициативность, желание экспериментировать, утрачивается вера в себя и свои способности. В то же время ребёнок дошкольного возраста может многое сделать сам. Например, после соответствующих разъяснений об условных обозначениях «читать» географические карты, планы местности и помещений, самостоятельно составлять простейшие маршруты, планы, квесты и оформлять их графически; ориентироваться на местности, используя компас, звёздное небо и др.

   Приучайте ребёнка планировать свою деятельность и самостоятельно анализировать осуществление её отдельных этапов и полученных результатов. Это касается режима дня, чередования труда и отдыха, объёма и сроков выполняемых заданий. Необходимо обсуждать с ребёнком его планы на день, неделю, ближайшие цели и планы на будущее, определять приоритетные и второстепенные задачи, обращать внимание на время, которое он затрачивает на какое-либо действие, упражнение. Кроме того, следует побуждать его анализировать ход и результаты своей работы, спрашивать, что получилось, а что нет, и почему, отслеживать динамику выполнения различных действий и заданий. На основании такого анализа и самоанализа приучать ребёнка вносить коррективы в свои дальнейшие планы. Например, разукрашивал карандашом рисунок, но недостаточно аккуратно, выходя за контуры — в следующий раз обратит на это внимание, постарается исправить. В этом случае развивается самостоятельность, формируется ответственность.
Повышайте общий уровень осведомлённости ребёнка об окружающей действительности. Например, о животном и растительном мире, технике и транспорте, профессиях и др. Для этого можно использовать различные видеоролики, мультимедийные презентации. Интересной формой совместной деятельности с ребёнком является составление лэпбуков (тематических или интерактивных самодельных бумажных папок-книжек с конвертами, окошками, подвижными деталями, которые малыш сам наполняет, перекладывает, осмысливая, запоминая и закрепляя изученное в игре).
Например, лэпбук на тему «Часы» может включать в себя:
- модель часов (с возможностью рассмотреть их устройство: расположение и назначение стрелок, цифры на циферблате и др);
-    изображения видов часов (песочных, солнечных, водяных, цветочных и других видов часов и их описание);
-    историю часов от их появления до настоящего времени (интересные факты, изображения часов, которые нужно поставить в хронологическом порядке, начиная от солнечных до современных, так называемых «умных» часов);
-    игру «Который час»;
-    пословицы, поговорки, загадки о часах и времени;
-    рассказы и сказки («Чудесные часы» Е. Благининой, «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца и др.).

Лэпбук позволяет комплексно и компактно представить информацию по любой теме, получить целостное представление о предметах и явлениях окружающего мира, увидеть их взаимосвязи, расширяет кругозор, вызывая у ребёнка интерес к выбранной теме, развивает умения поиска и структурирования материала, стимулирует развитие мышления, речи, внимания, памяти, творческих способностей.
   Приучайте ребёнка обращать внимание на общий принцип решения любой задачи. Важно нацелить ребёнка на понимание сути задания, а не на бездумное копирование по образцу, указать на возможность использования прошлого опыта. В этом случае изменение условий в новых задачах будут вызывать у него не страх неудачи, а желание проявить свои творческие способности.
   Уделяйте внимание физическому развитию ребёнка, его общей физической подготовке. Это особенно важно, если ребёнок не посещает учреждение дошкольного образования. Ему необходима двигательная активность, но правильно организованная, с учётом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей. Обеспечить её помогут ежедневная зарядка (лучше совместно с родителями), подвижные игры (со сверстниками, с членами семьи), регулярные прогулки на свежем воздухе, походы (пешие, велосипедные и др.), занятия танцами, посещение спортивных секций и др. Большое значение имеет регулярность, систематичность занятий физкультурой, совместная деятельность с родителями, их личный пример. Благодаря таким занятиям у ребёнка формируется ответственное отношение к своему здоровью, верное представление о своём теле и физических возможностях, способах самосовершенствования.

   Развивайте творческие и художественноэстетические способности ребёнка. Вместе посещайте музеи, выставки, картинные галереи, знакомьте малыша с работами известных художников, прививайте любовь к прекрасному, учите получать эстетическое наслаждение от соприкосновения с искусством. При рассматривании картины (её репродукции) обсуждайте с ребёнком её замысел, сюжет, способы передачи идеи художником, а главное — те чувства, которые у малыша вызывает увиденное. Побуждайте ребёнка к созданию собственных произведений на заданную тему (с использованием разных техник рисования, аппликации, коллажа, витража, лепки, вышивания, вязания, валяния и др.). Например, можно предложить ребёнку самостоятельно придумать и оформить поздравление с праздником для родственников и друзей, сделать подарок своими руками, украшения для новогодней ёлки, бижутерию и др. Подобная работа содействует развитию творческих способностей, а также мелкой моторики, восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания. 

   Развивайте музыкальные способности ребёнка. Вместе слушайте музыкальные произведения разных стилей и жанров, посещайте концерты, делитесь своими впечатлениями, обсуждайте, учите описывать свои чувства, возникающие в воображении образы. Знакомьте со способами отображения одной и той же музыкальной темы с помощью разных инструментов, аранжировок, учите ребёнка находить близкий ему по звучанию вариант, формируйте музыкальный вкус. Если у ребёнка есть музыкальный слух и желание, предоставьте ему возможность за няться вокалом или научиться играть на музыкальном инструменте, поступить в музыкальную школу. Обучение детей дошкольного возраста в подготовительных классах музыкальной школы помимо развития музыкальных способностей и всех психических процессов, эмоциональной сферы, даёт и ряд других преимуществ. В частности, формируются произвольность, усидчивость, воля, ребёнок учится правильно дышать, управлять своим голосом, у него развивается звуковысотный слух, что очень важно для речевого развития. Кроме того, это ещё и своеобразный тренинг, опыт взаимодействия с незнакомыми сверстниками, новыми педагогическими работниками. После учебного года в музыкальной школе ребёнку будет легче адаптироваться к обучению в общеобразовательной школе. Он сможет эффективнее выполнять задания учителя, внимательнее слушать его объяснения, при этом меньше уставая и более уверенно чувствуя цебя в классе.

   Вовлекайте ребёнка в совместную деятельность. Важно, чтобы он чувствовал себя частью семьи, свою значимость для вас, учился сотрудничать при выполнении различных заданий, стремился помочь, приобрести полезные умения и навыки, разобраться с вашей помощью в сути происходящего вокруг и с ним. Это касается лю-
бой деятельности ребёнка: игровой, коммуникативной, познавательной, трудовой, двигательной и т.д. Например, совместная уборка, стирка, рукоделие, участие в приготовлении пищи, сервировке стола, уходе за домашними животными, занятия физкультурой и спортом и др.


Желаем успехов! 


 

Рэкамендацыі бацькам па развіцці маўлення выхаванцаў

   Важным кампанентам інтэлектуальнай гатоўнасці да авалодання школьнай адукацыйнай праграмай з'яўляецца наяўнасць сфарміраванага звязнага  маналагічнага і дыялагічнага маўлення. Дыялагічнае маўленне - гэта размова двух і больш людзей, мэта якой даведацца пра што-небудзь, падштурхнуць да ажыццяўлення якога-небудзь дзеяння. Дыялагічнае маўленне з'яўляецца асноўнай формай маўленчых зносін з дзецьмі  і дарослымі, служыць базай для набыцця звязнага  маналагічнага маўлення. Маналагічнае маўленне - гэта форма вуснага маўлення. У маўленні выкарыстоўваюць розныя сродкі, такія як: жэсты, міміка. Маналагічнае маўленне  павінна быць зразумелым, лагічна вытрыманым. 

    Як жа бацькі могуць дапамагчы свайму дзіцяці авалодаць навыкамі звязнага маўлення? 

Вельмі важна накіроўваць увагу дзіцяці на ўсё, што ён бачыць вакол сябе дома і на прагулцы; і не толькі на прадметы, але і на іх дэталі. Неабходна разглядаючы прадмет, задаваць дзіцяці пытанні. Сачыце за тым, каб дзіця адказвала поўным, разгорнутым сказам. 

   Паважаныя бацькі, вось гульні і практыкаванні, якія вы можаце выкарыстоўваць у дамашніх  умовах для развіцця звязнага маўлення  дзяцей:

Гульня «Што мы бачым у двары?». Разам з дзіцем паглядзіце ў акно. Пагуляйце ў гульню "Хто больш ўбачыць". Па чарзе пералічыце тое, што бачыце  з вашага акна. Апісвайце ўсё ўбачанае ў дэталях. Напрыклад: "Я бачу дом. Каля дома расце дрэва. Яно высокае і тоўстае, у яго шмат галінак, а на галінках лісточкі". 

Гульня "Што мы бачылі ўчора?». Разам з дзіцем ўспомніце, дзе вы былі ўчора, што рабілі, каго сустракалі, пра што размаўлялі. 

Гульня "Прафесіі". Пакажыце дзіцяці, як з дапамогай разнастайных цацак можна гуляць у доктара, цырульніка, шафёра, прадаўца. Падбярыце разам атрыбуты для разнастайных сюжэтных гульняў. Удакладніце ў дзіцяці, якімі інструментамі ён карыстаецца і для чаго яны патрэбныя. 

Практыкаванне "Адкажы на пытанні" з'яўляецца звычайнай гутаркай на бытавыя тэмы. - Я задаю пытанні, а ты адказвай. Калі хочаш, можаш і ты задаць мне пытанне, а я табе адкажу. Ты сёння снедаў? А што ты еў? Якое сёння надвор'е? 

 Практыкаванне "Назаві дзеянне". Дзіця называе словы, якія абазначаюць дзеянні. Дзіцяці задаюць пытанні: - Што робіць ветрык? (Лашчыць, напявае, дзьме, шуміць). - Якімі словамі можна сказаць пра тое, што робіць кошка? (Гуляе, варкоча, мяўкае). - Што робіць птушачка? 

Практыкаванне "Вывучы верш". Усе дзеці любяць слухаць вершы, стараюцца іх запомніць. Падбіраючы верш трэба ўлічваць маўленчыя магчымасці дзіцяці. 

Практыкаванне "Загадкі". Адгадванне загадак актывізуе слоўнік дзяцей. Дзіця вучыцца вылучаць істотныя прыкметы прадметаў. Загадкі пашыраюць кругагляд дзяцей, трэніруюць ўвагу і памяць, развіваюць назіральнасць і лагічнае мысленне. 

Практыкаванне "Паглядзі, што ўбачыў - раскажы". Дзіцяці паказваецца карцінка, якую яму трэба ўважліва разгледзець. Праз некаторы час карцінку закрываюць, а дзіцяці прапануюць адказаць на пэўныя  пытанні. Далей  прапанаваць апісаць ўбачанае больш падрабязна. Калі не ўдаецца атрымаць разгорнуты адказ, то можна прапанаваць дзіцяці зноў паглядзець на малюнак. 

 Гульня "Адгадай па апісанні". Прапанаваць дзіцяці паслухаць апісанне і адгадаць, што мы апісваем. Напрыклад: "Гэта садавіна жоўтага колеру. Па форме яна даўгаватая, навобмацак - шурпатая. На смак - кіслая. Затым можна прапанаваць дзіцяці апісаць яго любімую цацку, жывёлу ў заапарку, рыбку ў акварыуме. І ўжо наступіць ваша чарга  адгадваць, што ці каго апісвае дзіця. 

Практыкаванне "Малюем словамі". Мы павінны расказаць дзіцяці, што любое апісанне будуецца па вызначаным плане: спачатку трэба назваць прадмет, затым апісаць яго галоўныя прыкметы (выгляд, матэрыял, форма, колер, назначэнне). Растлумачце дзіцяці, што такім чынам, з дапамогай слоў, мы нібы "малюем" гэты прадмет. І прапануеце "намаляваць" слоўны партрэт якога-небудзь прадмета. 

Гульня "А што было далей?". Можна прапанаваць дзіцяці прыдумаць працяг апавядання, ці скласці апавяданне разам з ім, па чарзе: - Жыла-была дзяўчынка Маша. - Летам Маша адпачывала ў бабулі на дачы. -Пайшла Маша ў лес па ягады. - Набрала Маша поўны кошык маліны. Стамілася, села на пень адпачыць.  (Што было далей?).

Такім чынам, штодзённыя зносіны бацькоў з дзецьмі ствараюць ўмовы для развіцця звязнага  дыялагічнага і маналагічнага маўлення выхаванцаў. Крыху цярпення і настойлівасці, трохі вынаходлівасці і бацькоўскай увагі, і ваша дзіця прыйдзе ў школу з добра развітым маўленнем. 

Жадаем поспехаў!

Консультация для родителей «Учим детей  рассказывать»

   Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

     Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

 В процессе работы над составлением рассказов по серии сюжетных картин дети должны усвоить некоторые типы сложных предложений, например, сложносочиненных с союзом а, но, сложноподчиненных с придаточными времени, цели, условия. Словарная работа преследует цель обогащения активного словаря детей. Большое внимание необходимо уделять устойчивым сочетаниям глаголов и глагольных форм с существительными в косвенных падежах, а также введению в словарь детей новых для них словосочетаний. Важно уточнять и закреплять в речи детей слова-определения, в том числе качественные и относительные прилагательные со значением цвета, величины и других свойств предметов, а также слова, обозначающие пространственное взаиморасположение предметов-наречия, предлоги. Введение в словарь новых слов и словосочетаний определяется конкретным содержанием серии сюжетных картин(номинативная лексика, слова, передающие характеристику действий и др.).

Игры в кругу семьи.

Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

   Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности.

   Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

"Только весёлые слова".

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

"Автобиография".

Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю и становится темно не только в душе:". (Лампочка).

Или: "Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался:" (Пятачок).

"Волшебная цепочка".

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?

Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.

"Слова мячики".

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

"Антонимы в сказках и фильмах".

Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название - антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки.

Примеры заданий:

"Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");

"Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");

"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");

"Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");

"Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");

"Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");

"Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино");

"Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине");

"Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");

"Если вдруг:"

Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, Если вдруг на Земле исчезнут:

Все пуговицы; Все ножницы; Все спички; Все учебники или книги и т. д.

Что произойдёт?

Чем это можно заменить?

Ребёнок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д."

Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была: Живая вода; Цветик-семицветик; Сапоги-скороходы; Ковёр-самолёт и т. д.

Виды и приемы рассказывания в детском саду

Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Можно выделить следующие виды:

 Рассказывание по игрушкам и предметам.

В средней группе детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения или высказывания, состоящие из двух-трех предложений. На пятом году жизни ребенок уже начинает употреблять в своей речи сложные синтаксические конструкции, состоящие из двух простых предложений, связанных между собой сочинительной или подчинительной связью. Высказывания его приобретают характер рассказа.

У детей пяти-шести лет интерес к составлению описательных рассказов становится все устойчивее.

В старшей группе дети учатся описывать игрушки, предметы, проявляя все большую самостоятельность и активность.

В подготовительной к школе группе продолжается обучение рассказыванию на основе восприятия — дети учатся наблюдать и отражать наблюдаемое в рассказах-описаниях. На занятиях по описаниюигрушек и предметов выбор объектов для показа и составления рассказов несколько усложняется,  следовательно, усложняется и языковой материал, которым оперируют дети.

Рассказывание по картине.

В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения - учить детей описывать изображенное на картине. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе.

В среднем возрасте на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это -  подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения — в старшей и подготовительной группах.

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

Вывод: игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом. В повествовательных монологах дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией, созданной при помощи игрушек, а также придумывают рассказ по картине, с выходом за рамки изображенного, или по игрушкам (одной или нескольким). В рассказывании по игрушкам и картинам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.

 Рассказывание из личного опыта

Начиная со старшей группы в детском речевом творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах. Рассказам на темы из детского игрового опыта должно быть уделено большое внимание, так как при этом создаются условия для возникновения живой непосредственной связи между занятиями и игровым творчеством детей.

Часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями природы.

Рассказы детей седьмого года жизни несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них передается значительно больше фактического материала. Ребенок все чаще сам, без дополнительных вопросов и указаний взрослого, поясняет события, о которых рассказывает.
Таким образом, в подготовительной к школе группе продуктивно осуществляется обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое входит в общую систему занятий по развитию связной речи.

 Приемы рассказывания

Совместное рассказывание. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Воспитатель выполняет самую сложную функцию – планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она. А навстречу ей»). Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.

Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.

Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность.

Образец относится к прямым приемам обучения и используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов. Воспитатель при этом поощряет элементы самостоятельности детей, однако допускает на первых порах, особенно в младшей и средней группах, буквальное подражание образцу. Для развития самостоятельности и творчества детей рассказ-образец не должен быть исчерпывающим, охватывать, например, все содержание картины или какой-либо темы. Такой образец служит опорой для рассказывания о других эпизодах. В противном случае он будет сковывать детскую мысль, провоцировать детей на дублирование услышанного от воспитателя.

Некоторые методисты не рекомендуют предлагать образец рассказа в конце занятия, поскольку дети не смогут уже ему подражать. Однако, например в старших группах, в этом случае он может быть предложен для сравнения с детскими монологами и их оценки.

Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

План рассказа – это 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.

В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. Так, в творческом рассказывании на тему «Как мальчик нашел щенка» Л. А. Пеньевская предложила следующий план: где мальчик нашел щенка? (направлен на выявление обстоятельства места и времени действия); какой был щенок? (предполагает описание внешнего вида щенка); что мальчик стал с ним делать? (помогает развитию сюжетной линии). Пункты плана можно давать и в повествовательной форме.

В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготовительной к школе группе дети могут воспроизводить план (термин «план» не употребляется) и контролировать следование ему рассказчиками. Здесь используется также совместное составление плана педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов.

План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.

Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.

Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами – «командами».Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы.

Составление рассказа по частям – по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок. Этот прием используется при описании много-эпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы.

К каждой из них составляются план, а затем 2 – 3 высказывания, которые в конце объединяются воспитателем или хорошо рассказывающим ребенком.

Моделирование используется в старшей  группе. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутритекстовой связи.

Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться (интересное и оригинальное содержание, необычный зачин, диалог героев, образные слова и выражения). В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает и на недостатки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной группах привлекаются дети.

В процессе обучения монологической речи используются и другие приемы: вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон. Вспомогательные вопросы, как правило, задают после рассказывания для уточнения или дополнения, чтобы не нарушать связности и плавности речи. Указания могут быть обращены ко всем детям или к одному ребенку (рассказывать подробно или кратко, обдумать рассказ, говорить громко, выразительно). Прослушивание магнитофонной записи своей речи повышает самоконтроль в работе над текстом.

В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой деятельности детей. Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов. В младшей и средней группах это, главным образом, игровые мотивы («Расскажем про зайчика, который хочет поиграть с ребятами»; « Незнайка просит научить рассказывать сказки про»).  В старших группах это социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей»; «Запишем самые интересные сказки и составим книгу»).

Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.      

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.